Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Организация тушения пожаров в грузовых трюмах

Тушение пожаров на нефтеналивном судне. Опасность пожара на нефтеналивном судне возрастает в связи с наличием легко­воспламеняющихся нефтепродуктов и их паров в грузовых трюмах. Анализ причин образования пожароопасных и взрыво­опасных концентраций показывает, что они в основном зависят от рода перевозимых нефтепродуктов, от вида совершаемых гру­зовых операций (слив, налив), а также от температурных усло­вий в газовом пространстве трюмов.

В зависимости от концентрации паров нефтепродуктов в воздухе (взрывоопасная или пожароопасная) в трюмах нефтеналив­ного судна возможно воспламенение и факельное горение или же взрыв.

В начальном периоде пожар в трюме в виде горения факела паров можно ликвидировать сравнительно просто, путем закры­тия горловины трюма кошмой, крышкой и т. п., т. е. процесс горения ликвидируется прекращением доступа воздуха к месту горения.

Основными средствами тушения пожаров на нефтеналивных судах являются химическая или воздухо-механическая пена; во­дяной пар и углекислый газ следует рассматривать как резерв­ное средство.

Пена подается в горящий отсек с помощью установок воз­душно-пенного тушения, имеющих закидные пеносливы. Стандарт­ные пеногенераторы, устанавливаемые на судах речного флота, спроектированы на принципе двойной эжекции: сначала — пено­образователя с водой, а затем полученного водного раствора пенообразователя с воздухом. Полученная таким способом пена может быть успешно применена для тушения нефтепродуктов (бензин, керосин, мазут и т. п.).

Воздушно-механическая пена не дает эффекта при тушении жидкостей, растворяющихся в воде, например спирта. Здесь для тушения должна применяться специальная масляно-механическая пена. Интенсивность подачи пены определяется исходя из необходимости создания слоя пены для мазута и нефти толщи­ной не менее 15 см, а для керосина и бензина не менее 20 см.

При расчете мощности воздушно-пенных установок следует исходить из того, что для покрытия пеной площади в 1 м2 тре­буется примерно 150 л пены, для получения которой необходимо затратить 15 л воды и 0,75 л пенообразователя.

Потребная мощность установки при тушении шаром опреде­ляется исходя из того, что интенсивность подачи насыщенного пара при температуре 100° С должна составлять не менее 2,65 кг/час на 1 м3 горящего и примыкающих к нему отсеков.

При тушении углекислым газом, потребная мощность уста­новки определяется исходя из интенсивности подачи углекислого газа не менее 1 кг на каждые 1,5 м3 горящего отсека при продол­жительности подачи в течение 1 минуты с созданием 30% кон­центрации С02.

С целью предотвращения деформации металлических кон­струкций отсеков при тушении с помощью пены требуется про­изводить интенсивное охлаждение горящего отсека водяными струями.

При возникновении на судне пожара одновременно с приве­дением в действие средств пожаротушения проводятся работы для предупреждения развития пожара по судну, для чего задраи­вают люки смежных отсеков и интенсивно охлаждают водой смежные расширительные шахты, надстройки, палубы.

Если в смежных с горящим отсеках наблюдается интенсив­ное испарение нефтепродуктов, целесообразно ввести в эти отсеки пену, углекислый газ или водяной пар. Для ликвидации горения вязких мазутов может быть успешно применена распыленная вода, которая может быть подана с помощью Г-образных труб с установленными на концах распылителями.

Если имеет место горение растекающихся по воде нефтепро­дуктов, то тушение можно производить с помощью водяных струй и оросительных систем судов. Суда должны перемещаться в на­правлении, противоположном растеканию.

Тушение пожаров в трюме сухогрузного судна. Для ликви­дации пожаров в трюме сухогрузного судна можно также при­менить метод герметизации трюма, с помощью задраивания люка, но вследствие медленного падения содержания кислорода в изо­лированном трюме, потребное время для тушения практически является значительным. Этот способ применяют лишь для сни­жения интенсивности горения в трюме.

Наиболее эффективным средством тушения является приме­нение для заполнения трюма водяного пара или углекислого газа. Потребную мощность установок при тушении водяным паром следует определять, исходя из расхода 1,33 кг/час насыщенного пара с температурой 100° С на 1 м3 объема при рабочем давле­нии от 6 до 8 кг/см2. При тушении углекислым газом потребная мощность установок может быть определена исходя из расхода 1 кг на 1,85 м3 объема, при этом 30-процентная концентрация углекислого газа должна быть достигнута в течение 15 минут. Водяной пар подастся в нижнюю часть трюма (0,8—1 м от на­стила).

Одновременно с тушением пожара в трюме сухогрузного судна необходимо тщательное наблюдение за состоянием груза в смежных трюмах. В случае угрозы перехода горения на смеж­ные трюмы их наполняют водяным паром, углекислым газом или подают водяные струи.